Ничего - из того, чем яростно пугают нас теперь.
Особенно теперь, когда стало окончательно ясно: Россия прошла через страшные годы унижений и испытаний, которые - растворяясь в вечности - подкинул ей на прощание XX век.
И выстояла.
И в очередной раз продемонстрировал миру непоколебимую властную волю, продиктованную геостратегическими интересами страны и ничем больше, ратную доблесть и способность к национальному единению в сложные, переломные моменты своей истории. Это, кстати, и есть, на мой взгляд, системные признаки великой страны.
Это - а не сытое обывательское существование, суть которого - потребление суррогатной еды и квази-культуры.
Мы - великая страна.
Другой России не будет.
И чтобы закончить с пафосом - потому что он хорош в разумных пределах - вспомним о главной пафосной "страшилке", которой пытаются нас испугать.
Изоляция.
Жуть какая.
А что - скажите на милость - были в нашей многовековой истории такие времена, когда Россия находилась не в изоляции? Политической, экономической, военной, мировоззренческой, наконец? Во всех перечисленных - одновременно, или - в какой-то из них, отдельно взятой?
Даже когда вступала в якобы дружественные союзы?
Якобы - потому что союзники рано или поздно предавали. Чаще, именно в тот момент, когда Россия принимала на себя все тяготы союзнических обязательств, мощью своей и кровью своих солдат прикрывала хилые европейские спины. И то, что пониже
Вспомним - чтобы далеко не ходить за примерами - историю двух мировых войн минувшего столетия.
И закроем тему.
У России нет друзей. Нашей огромности боятся
Это не я говорю сейчас.
Это - император Александр III, в конце XIX века.
Про составляющие изоляции: исключение из G8, ОЭСР, РАСД...etc говорить не будем.
Мало ли еще аббревиатур примостилось на просторах международных отношений?
Вас они как-то волнуют?
Меня - нет.
Кстати, сюда же - к категории "пафосных страшилок" - я отношу и угрозу экономической блокады России.
На эту - весьма общую фразу, из лексикона скорее политиков, нежели серьезных экономистов и предпринимателей, можно ответить столь же общей фразой о том, что Старому Свету хочется провести осень и зиму в тепле.
Заметить, что вентиль никто не отменял, покупатели на нефть и газ найдутся, а что происходит, когда российский газ не поступает в Европу хотя бы пару дней - мы помним по газовому противостоянию России и Украины зимой позапрошлого года.
Спросить оппонентов, как им видятся перспективы массовой паники в рядах европейского электората, расконсервации угольных шахт, энергетического кризиса ... etc
Но мы договорились говорить о насущном.
О том, что будто бы должно нас волновать.
О реальны угрозах, которые могут - или будто бы могут - коснуться каждого.
читать дальше1. Обвал фондового рынка.
Я намеренно не стану приводить сейчас сложные, богато пересыпанные цифрами реплики, которыми пикируются теперь финансовые аналитики. Кстати, там есть весьма здравые аргументы в пользу того, что существенные колебания рынка начались до конфликта, и являются следствием системных финансовых и экономических проблем США. И нынешние дикие телодвижения Америки, есть не что иное, как попытка отвлечь от них внимание.
Но оставим аналитикам - аналитиково.
Поговорим, руководствуясь формальной логикой, доступной каждому из нас.
Что есть биржевые индексы?
Кратко - это «средняя арифметическая» стоимости акций так называемых «голубых фишек» (Газпрома, Сбербанка, Норильского никеля и прочих столпов российской экономики).
Иными словами, все эти «минус 5», «минус 7» и даже апоплексические "- 1100" на функционировании самих компаний никак не сказываются.
Проблемы возникают у игроков - владельцев акций. Особенно тех, кто держит краткосрочные позиции, да к тому же покупает ценные бумаги на заемные средства. Но разве это - не их личные проблемы?
Впрочем, логика подталкивает нас к еще более простому суждению
А с чего, собственно, ему - рынку - вообще падать?
Производство не уменьшается, экспорт - основанный на ресурсах - стабилен.
Рынок - вещь жестокая, он провоцирует как взлеты, так и падения.
Поэтому - повторюсь - если российский фондовый рынок скатится до тех самых "-1100" - российские предприятия (ну, и как следствие, экономика) в краткосрочной перспективе этого не заметят.
2. ЕС или США заморозят счета Стабфонда или активы российских компаний
Здесь - как некую азбучную истину - не мешало бы знать, что Стабилизационный фонд не размещен в США.
Средства Стабфонда находятся на счетах российского ЦБ - 45% в EUR, 45% в USD, 10% в GBP.
В облигации США вложено 37 процентов от средств, вложенных в иностранные компании.
В частности, в облигации Fannie Mae и Freddie Mac, а также в Federal Home Loan Banks Банк России инвестировал к началу 2008 года около 100,8 миллиарда долларов. Сумма немалая, но не смертельная для экономики - объем международных резервов России на 15 августа 2008 года составил 581,1 миллиарда долларов.
Отказ от выплат по облигациям равен объявлению США дефолта по собственному госдолгу.
Представьте реакцию мировых рынков - мгновенно рухнет долларовая система.
И точно так же она рухнет, начни Россия выводить валютные активы из доллара в другую валюту.
3. Отказ от вступления в ВТО, приведет к росту цен на продовольствие, и в частности - на мясо.
Прежде всего о масштабах потребления.
Россия сегодня потребляет 40% импортного мяса ( не 75% или даже 90%, как нас пытаются убедить караул-либералы)
Министерство сельского хозяйства гарантирует способность заместить импортные квоты наращиванием производства.
Европейские (!) аналитики просчитали, что повышение составит от 5% до 10% от нынешнего уровня. Иными словами, в самом худшем случае, цена килограмма мяса с 250 рублей выростет до 275 рублей
По мнению руководителя национальной мясной ассоциации, в течение 2 лет Россия сможет практически полностью заместить продуктовый импорт.
Впрочем, любители генетически созданных (даже не модифицированных , а именно созданных) бройлеров могут не опасаться. "Ножки Буша" - будет последнее, что Америка захочет отнять у России.
И попробуйте сами догадаться, почему.
4. Нас "отлучат" от шенгенских и американских виз
Прежде всего, даже в самых радикальных проектах самых яростных критиков России в ЕС в качестве крайней меры звучит идея, ограничить или усложнить визовый режим для государственных служащих и политических деятелей России.
Иными словами, речь идет о "белорусском варианте", в рамках которого в Европу не пускают президента Лукашенко и пару-тройку (ладно, путь десяток) "чиновников категории "А"" из его правительства.
Далее.
Ограничения, понятно дело, не останутся односторонними
И?
Германия, к примеру, потеряет несколько миллиардов евро, поскольку ее инжиниринговые компании связывают свое возрождение именно с работой на территории России.
Про Польшу даже не хочется говорить. Перефразируя известное, "Польшу жалко"
5. "Если завтра - война"
Иными словами, может ли НАТО нанести удары по России или по признанным Россией республикам Абхазии или Южной Осетии
Не может.
Потому, собственно, и не пытался. И даже в момент самого острого накала противостояния отдельно и специально это подчеркивал.
Тут можно сказать, к примеру, о том, что один только ПКР "Москва", согласно последнему меморандуму SRATFOR, в случае гипотетического противостояния нанесет - опять же! - гипотетически вероятным НАТОвским соединениям в зоне "неприемлемый ущерб".
Говорить по этому поводу - вообще - можно долго, приводя многочисленные и практически сходные мнения военных экспертов.
Но все это будет пустым сотрясением воздуха, потому что все понимают: от подобных ударов - до применения тактического ЯО, от него - до ударов стратегического уровня - ровно два шага.
И стало быть, п.5 можно не рассматривать вовсе, как "пафосную страшилку", о которых -собственно выше.
И все.
Не страшно.
Ни разу. Марина Юденич